Профилактика шейного остеохондроза

Для лечения остеохондроза в арсенале современной медицины существует множество самых разных способов: медикаментозная терапия, диета, ЛФК, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия и т.д. Все они могут существенным образом снизить темпы развития патологического процесса. Однако без прямого воздействия на первопричину болезни, без нормализации трофики (питания) позвоночника усилия врачей могут оказаться тщетными.

Лекарства для лечения шейного остеохондроза только «копируют» внутриклеточные вещества (противовоспалительные, сосудорасширяющие и обезболивающие); мануальная терапия и массаж уменьшают мышечные спазмы, но не затрагивает вегетативных центров, от которых и зависит, в конечном итоге, благополучие нашего позвоночника. ЛФК улучшает трофику тканей, но не перераспределяет кровоток нужным образом… Поэтому справиться с остеохондрозом можно только комплексными мерами, включающими в себя не только восстановительное лечение, но и нормализацию работы вегетативной нервной системы.

Основной причиной остеохондроза являются сильные и длительные нервные (!) напряжения, приводящие к многочисленным сбоям в работе центрального и периферического отделов вегетативной нервной системы. Чтобы они не привели к развитию болезни необходимо соблюдать пять правил, о которых еще сто лет назад говорил великий русский физиолог Н.Е.Введенский, которые я бы хотел привести в сокращенном виде – дословно.

Пять правил для профилактики шейного остеохондроза

1. Во всякий труд надо входить постепенно. Человек, который в течение долгого времени не занимался тяжелым физическим трудом, принявшись сразу за работу, очень скоро теряет силы, утомляется и истощается. Первые дни труда отзываются очень болезненно: во всем теле развивается своеобразное, неприятное ощущение утомления, проявляется дрожания мышц, иногда нарушается заметным образом общее питание организма, дело доходит до явно патологических явлений. В последующие дни человек постепенно втягивается в труд, он становится для него уже не таким утомительным и, в то же время, ежедневная производительность труда возрастает. Точно так же и в сфере умственного труда успех обеспечивается только в том случае, если работник входит в дело, не налегая слишком сильно сразу, а развивая свои силы постепенно.

2. Второе условие плодотворности умственного труда заключается в мерности и ритме работы. В сознании древних труд, терпение в деле и дисциплинированная мерность работы почитались за добродетели почти торжественные, как единственно надежное основание здравого мышления. «Дело- якорь для мысли, и только оно дает мысли надежное направление», ибо «покой тела дает мысли свободу кружиться», т.е. делает ее рассеянной и разбросанной; всякое же дело красит своим темпом и мерой: «всякую вещь красит мера, а без меры обращается во вред и то, что почитается прекрасным».

3. Привычная последовательность и систематичность деятельность. Зависит это от объективных условий работы и от степени приспособленности работника к данному делу. При ходьбе по песку, по снежным сугробам, по обледенелой дороге мы скоро утомляемся, потому что при этом наши мышцы сокращаются необычным порядком. Поэтому для дела надо выбирать себе гладкую и твердую «тропу», мерно по ней шагать.

4. Чередование труда и отдыха. При несоблюдении этого условия, т. е. когда человек, чувствуя утомление, не обращает на это никакого внимания и продолжает работать по-прежнему, впоследствии уже и очень продолжительный отдых не будет способен восстановить нормальную мускульную работоспособность. То же наблюдается и в умственной сфере.

Можно привести немало примеров того, как выдающиеся работники мысли умеют распределять свою умственную работу. Известна поразительная работоспособность Наполеона I в пору его наиболее кипучей деятельности. Он начинал рабочий день с обзора дел момента, например, с обдумывания военных вопросов. Затем он переходил к вопросам международной политики; потом к вопросам финансовым, экономическим, юридическим и т. д. Обладая выносливой организацией, Наполеон, кроме того, экономизировал свои силы, методически чередуя предметы внимания в течение целого дня; благодаря этому он не испытывал утомления и развивал громадную и поразительно плодовитую деятельность. По его собственным словам, занимаясь поочередно всеми этими вопросами, он как бы выдвигал последовательно один за другим ящики своего стола и, наконец, задвинув последний ящик, спокойно засыпал.

5. Воспитание в себе привычки к систематической работе. Каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Обыкновенно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и утилизируется в дальнейшей жизни человека и, в большинстве случаев, лишь часть незначительная. Насущный вопрос заключается в том, как использовать по возможности полнее тот богатый запас сил, который заложен в нашу организацию с молодых лет.

Но и в период сознательной личной работы направление и общий характер нервно-психической деятельности могут быть в значительной степени изменены сознательным формированием в себе путем упражнения определенных навыков и привычек. То, что приобретается путем сознательно-намеренного упражнения и труда, опускается затем ниже порога сознания и становится бессознательным, укрепившимся навыком, который действует затем без участия сознания и подчас даже еще лучше, чем при вмешательствах со стороны сознания.