Как помочь ребенку с аутизмом

С каждым годом растет число детей не только с отставанием в развитии, но и с аутичными отклонениями. Этот факт совершенно не обязательно говорит об эпидемии аутизма, а связан в первую очередь с тем, что изучение и диагностика этого расстройства растет и развивается. Кроме того, в медицинской науке за последнее время круг аутических расстройств заметно расширился.

Тем не менее, если в середине прошлого века в мире на 2500 человек детского населения только 1-ому ребенку ставили диагноз аутизм, то сегодня согласно статистике ВОЗ каждый 160-ый ребенок страдает расстройством аутистического спектра. Поэтому проблема крайне актуальна.

В 72-ом году благодаря работам Раттера и Кольвина аутизм признали неврологическим расстройством. И так как разнообразие аутичных отклонений сложно свести к единому знаменателю, в 80-ые годы английским врачом-психиатром Лорной Винг был предложен термин «аутистический спектр». В результате родилось понятие расстройств аутического спектра (РАС). К РАС сейчас относят все отклонения, проявляющиеся группой комплексных нарушений неврологического развития:

  • отсутствием способности к социальному взаимодействию и общению
  • сужением интересов и повторяющимися действиями
  • повышенной возбудимостью
  • иногда — фобиями
  • может присутствовать кататонический синдром (чаще двигательное возбуждение с характерными движениями)
  • может быть нарушено пищевое поведение (извращение аппетита)

ВИДЫ АУТИЗМА

Согласно классификации ВОЗ к расстройствам аутического спектра относятся:

  • детский аутизм (синдром Каннера)
  • высокофункциональный аутизм (синдром Аспергера)
  • детское дезинтегративное расстройство
  • первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (ПРР-БДУ)
  • атипичный аутизм
  • синдром Ретта
  • ряд других расстройств

Расстройства аутистического спектра нередко сопровождаются тревожным состоянием, депрессией, эпилепсией и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания.

Заболевания аутистического спектра существенно различаются в зависимости от степени тяжести, интеллектуальных способностей, вербальных и коммуникативных возможностей и хронологического периода болезни. Интеллектуальный уровень варьируется от совсем слабых до очень высоких способностей. Некоторые люди, страдающие одним из расстройств аутического спектра, способны жить самостоятельно и продуктивно, другие же – нуждаются в постоянном уходе и поддержке.

Беленко Елена Александровна

Врач невролог-вегетолог. Кандидат медицинских наук.

«При аутизме очень важно поставить диагноз и начать правильную терапию как можно раньше! Тогда велика вероятность, что уже к подростковому и взрослому возрасту этот человек внешне не будет сильно отличаться от своих сверстников, а его способности будут гораздо выше.»

ПРИЧИНЫ И ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА

Причины аутизма многообразны и до конца не изучены. Тем не менее, выделены факторы, повышающие вероятность появления у ребенка РАС. Прежде всего, это генетическая предрасположенность, сопровожденная влиянием факторов окружающей среды. Влияние происходит, как правило, еще на стадии внутриутробного развития и может быть инфекционным (вирус, бактерия), токсическим, гипоксическим, психогенным и др.

На данный момент общепризнано, что расстройство аутического спектра не может быть приобретенным в течение жизни. То есть аутизмом нельзя «заболеть» и нельзя заразиться. А идея о том, что прививки вызывают аутизм, признана мифом.

Признаки аутизма можно обнаружить только после 1-ого года жизни, то есть когда ребенок начинает активно развиваться. В первую очередь заметными становятся симптомы в эмоциональной сфере. Однако, например, в случае детского дезинтегративного расстройства симптомы обнаруживаются только после 2-ух лет нормального развития. При этом расстройстве ребенок резко утрачивает освоенные до этого навыки: речь, контроль функций мочевого пузыря и кишечника и пр.

Как правило, к 5 годам диагноз аутизм уже можно поставить совершенно точно или же опровергнуть. В то же время, объективного обследования, которое бы подтвердило диагноз, нет. Аутизм – это поведенческий диагноз. Он ставится на основании постоянного наблюдения специалиста за особенностями поведения, процессом игры, общением (вербального и невербального) ребенка. В этой связи возникают определенные сложности в правильной постановке диагноза.

Расстройства аутистического спектра связаны с патологией не только центральной нервной системы, но и вегетативной части НС. Болезнь отражается на работе вегетативных нервных узлов и через них же может быть скорректирована. Воздействие непосредственно на нервные узлы позволяет достичь значительного прогресса в развитии личности больного и уменьшения патологических последствий заболевания. В Клиническом Центре вегетативной неврологии люди с диагнозом аутизм могут пройти тепловизионную диагностику. Тепловизор помогает установить, какие вегетативные центры работают неправильно, и назначить необходимый объем лазерной терапии для целенаправленного лечения.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Комплексная диагностика вегетативной нервной системы занимает 1-2 часа. Программа включает в себя набор инструментальных исследований (тепловизионная диагностика, кардиоритмография). Все исследования проводятся неинвазивными методами и абсолютно безопасны для ребенка.

* До 15 октября действует акция: Бесплатная консультация невролога и скидка 50% на диагностику. Стоимость диагностики со скидкой составляет 11 400 руб. 5 700 руб.

Узнать подробнее о диагностической программе

ВОЗМОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ АУТИЗМ?

Полностью «излечить» расстройство аутического спектра невозможно – в первую очередь потому, что аутизм и смежные синдромы не признаны болезнью в буквальном смысле слова. Это особенности развития, которые считаются патологическими. Врачи спорят симптом ли это, негативный синдром или отдельное заболевание. Рамки РАС достаточно широки и размыты, на что мы уже обращали внимание. Ни один аутист не похож на другого так же, как и нейротипичные люди не похожи друг на друга.

«В обществе бытует мнение, что люди с аутизмом совершенно закрытые и необщительные. Однако среди них есть такие, которые любят общение, говорят на иностранных языках и спокойно смотрят в глаза. Никто даже не догадывается, что им был когда-то поставлен диагноз аутизм», — врач Клинического Центра вегетативной неврологии Беленко А.А.

Тем не менее, врачи могут помочь пациенту повысить качество его жизни и поднять свои способности на допустимо возможный уровень.

КАК ЛЕЧИТЬ АУТИЗМ?

Первое, что необходимо отметить, – лечение следует начать как можно раньше: в раннем детстве (до 2-ух лет), или как только поставлен диагноз.

Первый шаг – это микрополяризация головного мозга. Действие тока при процедуре микрополяризации напоминает электрические процессы самого мозга и позволяет выровнять работу мозговых центров речи, памяти, внимания и обучения. Воздействие на нервную систему постоянным слабым током, а также при помощи альтернативных физиотерапевтических методов лечения (лазером и магнитами) улучшает кровообращение, кровоснабжение мозга и активизируют мозговую деятельность.

Медикаментозное лечение при аутизме требуется далеко не всегда. Психотропные лекарства нередко дают обратный эффект и затормаживают мозговую активность. Проконсультируйтесь с врачом-неврологом и не забывайте, что лечение должно быть комплексным. Одни таблетки не способны дать тот толчок в развитии, который достигается при помощи методов физиотерапии и микрополяризации.

Нейромодуляция, достигнутая действием тока, лазера или магнита, дает хороший толчок в развитии ребенка с диагнозом аутизм. Тем не менее, лечение безусловно должно сопровождаться посещением занятий у психолога и логопеда, и проведением соответствующих мероприятий дома. Именно на таких занятиях ребенок способен раскрыть свой потенциал и продемонстрировать результат проведенного лечения.

Улучшению коммуникативных навыков и психологического состояния способствуют также поведенческая терапия, адаптивная физкультура, арт-терапия и терапия с использованием животных: иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапии.

Если вовремя начать лечение и приложить достаточно усилий, то ребенок, который изначально не говорил, может заговорить; ребенок, который испытывал трудности с коммуникацией, научится общению; можно скорректировать поведение, научить управлять эмоциональной реакцией, смотреть собеседнику в глаза и многому другому. Все это – в силах родителей, квалифицированных врачей и  педагогов.

ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Стоимость одного сеанса — 4 650 рублей, в эту стоимость входит:

  • Внутривенная лазеротерапия красным или синим лазерами;
  • Инфракрасная лазеротерапия “неправильных” вегетативных ганглиев;
  • Цветоимпульсная коррекция надсегментарных вегетативных расстройств.
  • Микрополяризация головного мозга

Лечение амбулаторное. Один сеанс длится 40-60 минут.

Случаи из практики

«Результатом первого курса лечения стала осознанная речь. Не то чтобы Филипп заговорил как нормальные дети в 6 лет, но он стал говорить осознанно, смог заучивать слова, фразы и применять их по ситуации. До 6 лет он “общался” на своем тарабарском языке, напоминающим детский лепет. Не было ни осознанных слов, ни обращения с какой-нибудь просьбой; и вдруг – “дай”, а еще попозже – “включи/выключи свет” и многие другие слова», — рассказывает мама 6-летнего Филиппа с диагнозом аутизм…

 

Ссылка на полное интервью с Галиной, мамой 6-летнего Филиппа с диагнозом аутизм

 

Выдержки из книги

Книга Беленко Александра Ивановича

Предлагаем вашему вниманию ознакомительный фрагмент из книги Александра Ивановича Беленко «Панические атаки и ВСД – нервные клетки восстанавливаются. Легкий способ запустить организм на выздоровление»

«Особое внимание в вариабельности сердечного ритма обращается на ригидный ритм. Его возникновение указывает, что вегетативная нервная система работает на последнем «издыхании», и это может иметь катастрофические последствия для человека.

В мировой научной литературе уже есть отдельные публикации о том, что стойкий ригидный ритм – это предвестник остановки сердца, которое может произойти в течение года…»

Читать далее